..:.:.::FisherMenFromPinsk::.:.:..


.::РЫБАЦКИЙ ПОРТАЛ :: Top 100 ::.


::.:.:..           ..:.::О Припяти::.:..            ..:.:.::


 1) Природные условия бассейна Припяти >>>
 2) Гидрографическая сеть бассейна Припяти >>>
 3) Питание реки Припять >>>
 4) Водный режим реки Припять >>>
 5) Использование и охрана вод реки Припять >>>
 6) Развитие мелиорации в бассейне Припяти >>>
 7) Будущее бассейна Припяти >>>
 8) Некоторые основные показатели речной сети бассейна Припяти >>>



>>>Другие статьи<<<




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ВОД ПРИПЯТИ

Интенсивное использование водных ресур­сов в нашей стране в связи с бурным развити­ем экономики потребовало особого внимания к воде как важнейшему природному ресурсу и элементу окружающей среды. 3 историческом плане степень и характер использования рек бассейна Припяти изменялись. Сведения об использовании речных пу­тей для продвижения славян с юга на север и их расселении относятся еще к IV—VI вв. Речная система Припяти как составная часть речной сети Днепра связывала все славянские племена, населявшие этот бассейн. В период феодальной раздробленности Древней Руси и нашествия монголо-татар значение водных путей стало снижаться, а некоторый подъем экономики в XVI в. привел к возрастанию их роли. Реки начали использовать для лесосплава и судоходства. Это способствовало раз­витию промышленности по первичной обработ­ке древесины, а также привело к необходи­мости сооружения судоходных каналов для связи Припяти с соседними реками. Строи­тельство Днепровско-Бугского и Огинского каналов вызвало еще более активное исполь­зование Припяти как одного из важнейших водных путей. Обеспечение нужд судоходства обусловило создание центров судостроения в Мозыре и Пинске. Больше стало перевозиться грузов. До конца XVIII в. это в основном бы­ли лесные грузы. В 1850г. пароход «Висла» начал регулярные пассажирские рейсы по маршруту Пинск—Кременчуг (на Днепре). Роль водного транспорта возрастала по­степенно вплоть до развития железных дорог в XIX в. После строительства в 1881 —1888 гг. Полесской железной дороги вдоль Припяти от Бреста до Гомеля и поперек водосбора в 1884—1885 гг. от Барановичей до Ровно часть лесных грузов стали перевозить по железной дороге. Развитию местного водного транспорта содействовали работы Западной экспедиции по осушению Полесья в 1873— 1898 гг. За 1874—1897 гг. было прорыто мно­го каналов, большая часть которых играла транспортную роль. Интерес к каналам как водным путям объясняется их прямолиней­ностью, а также связанностью в единую сеть, что особенно важно в лесистой заболоченной местности.

Снижение транспортного значения водных путей началось с прекращением судоходства на малых реках. Небольшая вместимость су­дов, незначительная скорость их движения, наличие на реках мелей и перекатов все это привело к уменьшению их роли в хозяйст­венной жизни. Вместе со снижением значе­ния рек как транспортных артерий пришли в упадок и каналы. В конце XIX в. практически прекратилось движение на Огинском канале. Водные пути могли использоваться только после значительной их реконструкции. Одна­ко экономических предпосылок к этому уже не было. Судоходство сохранялось лишь на самой Припяти. За речными путями оставались главным образом две функции - сплав леса и перевоз громоздких строительных матери­алов. Даже Днепровско-Бугский канал почти бездействовал. Нагрузка на Припять в первые годы после строительства железных дорог не уменьшилась, а увеличилась. Так, в 1876г. здесь перевозилось уже 1 млн. 900 тыс. пудов грузов, а не как раньше - 1 млн. 300 тыс. пудов. Это были прежде всего лес, строитель­ный камень, частично хлеб. В связи с сок­ращением судоходства прекратилось и строи­тельство судов в Мозыре. Правда, в начале XX в. реки использова­лись для судоходства несколько больше, чем в наши дни. Водные пути сохранили некото­рое значение для местных перевозок. Еще играли лесосплавную роль полесские реки, что было вызвано ростом потребности в дре­весине со стороны промышленных районов Донбасса и Приднепровья, мебельного и фанерно-спичечного производства, строительства железных дорог. Большая часть лесных грузо­потоков зарождалась в Полесье.

В годы Советской власти, несмотря на общее снижение транспортной роли рек, оживился водный транспорт на Припяти. Днеп­ровско-Бугский канал в 1920—1939 гг. полно­стью утратил свое значение. Только весной по высокой воде по каналу шли плоты из Припя­ти на запад, к Центральной Польше. Лишь после воссоединения западных областей Ук­раины и Белоруссии началась реконструкция Днепровско-Бугского канала, и уже в августе 1940 г. по каналу прошел первый караваи су­дов. Важнейшими грузами были лесные (75%) и хлебные (5%), перевозились так­же строительные материалы, каменный уголь и нефть. К началу Великой Отечественной войны центром речного судостроения стал Давид-Городок. Судоремонтные заводы были в Пинске и других местах. После войны, прежде чем начать эксплуа­тацию речных путей, их необходимо было восстановить и расчистить: на многих реках судоходство было небезопасно из-за мин, проволочных заграждений, затонувших судов. Была произведена реконструкция Днепров­ско-Бугского водного пути. В послевоенные годы возник вопрос о целесообразности транспортного освоения ма­лых рек. Были созданы специальные управ­ления, которые провели большую работу по изучению режима малых рек для судоходст­ва. Но быстрое развитие других видов транс­порта и ряд недостатков водных путей огра­ничили транспортные возможности малых рек.

В первые послевоенные годы на Припяти курсировали старые речные суда. С появле­нием судов на подводных крыльях (1957г.) и судов с водометами, повышением скорости движения и грузоподъемности судов, уменьшением их осадки сфера применения речного транспорта заметно расширилась. И, тем не менее, реки в качестве водных путей играют сегодня второстепенную роль. В наши дни существенно изменился состав грузов. Вместо преобладавшего раньше леса теперь преимущественно перевозятся строи­тельные материалы и железная руда на экс­порт. Важнейшим по грузообороту является порт Пхов у Мозыря. Весьма оживленно су­доходство по Днепровско-Бугскому каналу. Сейчас его пропускная способность состав­ляет около 1 млн. т грузов в год. Пассажир­ское сообщение большей частью имеет мест­ное значение. С древнейших времен одним из основных занятий населения Прииятского Полесья бы­ла добыча рыбы. Вот что писали о богатых рыбных запасах в крае в середине XVI в.: «В реках тут множество осетров и других ве­ликих рыб, которые поднимаются с моря вверх по рекам, в пресную воду. По этой при­чине многие реки называются золотыми, осо­бенно Припять, которая в одном месте, вбли­зи Мозыря, при впадении р. Тур, когда в на­чале марта ежегодно собирается с криниц свежая вода, наполняется таким количеством рыбы, что брошенное в нее копье останавли­вается и стоит». Богатыми уловами рыбы от­личались реки бассейна Припяти до развития крупной промышленности и строительства больших городов.

Сегодня в реках и водоемах бассейна оби­тает до 40 видов рыб. Наиболее разнообразен видовой состав в реках. Основу уловов состав­ляют щука, лет и плотва. Уловы рыбы в реках и естественных водоемах снижаются. Не­которое увеличение рыбных запасов в реках предполагается в связи с созданием водохра­нилищ (уже отмечалась зимовка в Припяти рыбы из Киевского водохранилища). Большое внимание в процессе мелиорации уделяется созданию рыбхозов для выращивания товар­ной рыбы. Уже сейчас прудовое хозяйство края дает основную долю уловов. Крупные рыбхозы созданы на базе таких водохрани­лищ, как Красная Слобода, Любанское, Локтыши. Реки и водоемы имеют важное значение и как объекты отдыха и оздоровительных ме­роприятий. Для этих целей подходят не толь­ко естественные, но и искусственные водоемы. Искусственные, как правило, рассчитаны на комплексное использование, включая рекреа­цию. В частности, таким объектом является Киевское водохранилище, частично находя­щееся в бассейне Припяти. В верховье Птичи, вблизи Минска, создано специальное неболь­шое водохранилище для спортивных целей.

Традиционно использование речных вод для водопотребления. Какая-либо информа­ция о динамике прямых заборов речных вод населением - отсутствует. В древние времена во­доснабжение осуществлялось преимуществен­но за счет рек и озер. С развитием цивилиза­ции произошел постепенный переход на обеспечение водой за счет грунтовых и подземных вод. Естественно, что увеличение забора при­родных вод человеком возрастало с ростом населения и особенно с развитием промыш­ленности и крупных городов. В больших городах, имеющих водопровод и канализацию, население расходует на личные нужды на­много больше воды, чем в поселениях иного вида. Велики также затраты водных ресур­сов в промышленности. Однако если раньше после использования воды практически теря­лись на испарение и просачивание, ,то с уст­ройством канализации значительная часть вод возвращается в реки. Прогресс в водоснабже­нии первоначально имел и негативные стороны по отношению к водным источникам, так как обычно канализационные воды прямо сбрасывались в реки. С развитием систем очистки перед сбросом они уже не оказывают столь вредного воздействия.

На Припяти к городам, потребляющим большой объем воды, относятся Пинск и Мозырь, на притоках - Луцк на Стыре, Ровно в бассейне Горыни, Слуцк на Случи (Север­ной). При дефиците водных ресурсов для обеспечения городов и промышленности водой сооружают водохранилища. Так, Солигорск— быстро растущий центр но добыче удобрений обеспечивается водой для производственных нужд за счет водохранилища. Особое место за­нимает водоснабжение крупных тепловых и атомных электростанций. Они не только за­бирают много воды, но и сбрасывают ее с повышенной температурой, что приводит к тепловому загрязнению местности. Особого внимания с целью предохранения природной среды требует эксплуатация атомных элект­ростанций. Авария на Чернобыльской АЭС в конце апреля 1986г. привела к ряду негатив­ных последствий, которые активно ликвидируются. Проводятся мероприятия по дезактивации местности, в первую очередь в 30-ки­лометровой зоне, сооружены десятки кило­метров дамб для защиты водных объектов от попадания в них радиоактивных веществ. Это позволяет поддерживать качество природ­ных вод в пределах санитарных норм.

В последние годы встала проблема охраны природных вод в связи с особенностями интенсивного развития в бассейне Припяти сельского хозяйства. Внесение в большом объеме минеральных удобрений на поля со­провождается их выносом в реки. Весьма остро это проявляется при дренировании тер­ритории в процессе осушительной мелиора­ции. Поэтому только при строгом соблюдении научных рекомендаций данную проблему мож­но решить. Новым крупным потребителем воды в сельской местности стали животноводчес­кие комплексы. Перед ними в области охраны водных ресурсов стоит задача утилизации от­ходов при водоотведении.

В бассейне Припяти в результате сельско­хозяйственного и промышленного освоения территории изменились некоторые показатели качества речных вод. Хотя в целом качество вод в бассейне удовлетворительное, несколько увеличилась по сравнению с естественно ми­нерализация. Основной вклад в изменение этого показателя вносят реки, в бассейнах ко­торых расположены крупные города и про­мышленные предприятия. В связи со сказанным проблема охраны природы, в том числе водных ресурсов, еще остается актуальной. При осуществлении осу­шительной мелиорации особое внимание уде­ляется охране водных ресурсов и почв, а также снижению ее отдельных негативных эко­логических последствий. Следует учитывать, что существенное преобразование природ­ных условий в зоне осушительной мелиора­ции не всегда имеет только положительные результаты. Это связано в основном с умень­шением общей обводненности местности, осо­бенно смежной с мелиорированной, и канали­зацией водотоков.

В условиях Полесья, где преобладают почвогрунты легкого механического состава, снижение уровня грунтовых вод на смежных землях распространяется на несколько километров. При уменьшении уровня грунтовых вод на полметра зона влияния может иметь ширину до 3—5 км. В этой зоне сокращается подток грунтовых вод к земной поверхности, что ухудшает влагообеспеченность террито­рии. Однако, как показывают исследования, такое ухудшение влагообеспеченности расп­ространяется только на ту часть смежной площади, в пределах которой уменьшается подпитка корнеобитаемого слоя. Во избежа­ние этого необходимо осуществить мероприя­тия по увлажнению или трансформации одних угодий в другие, менее требовательные к усло­виям увлажнения. При канализации водотоков, особенно ма­лых рек, изменяется водный режим и нару­шаются экологические условия. Для сохране­ния благоприятного водного режима малых рек при выполнении мелиоративных работ на это обращается большое внимание. Канали­зация русл малых рек строго ограничена. В отдельных случаях для компенсации неблаго­приятных последствий углубления и спрямления русл предусматривается регулирование водного режима системой водоподпорных со­оружений. Одновременно рекомендуется вдоль малых рек создавать водоохранные полосы с особыми условиями ведения хозяйства.

Одним из вопросов, связанных с использо­ванием и охраной вод, является защита тер­ритории от наводнений, которые часты на реках Полесья, отличающихся низкими бере­гами и широкими поймами. Из-за частых и продолжительных затоплений более 350 тыс. га потенциально ценных пойменных земель не могут интенсивно использоваться. Поэтому на повестку дня встал вопрос о защите земель от наводнений. К настоящему времени закончены проектные разработки по регулированию вод­ного режима Припяти и предохранению зе­мель от наводнения. На отдельных участках Припяти проект уже реализуется.

Активная антропогенная деятельность выз­вала необходимость сохранения уникальных объектов природы Полесья. В крае созданы заповедники. Это Припятский ландшафтно-гидрологический заповедник, организованный в 1969г. в междуречье Припяти, Ствиги и Уборти с целью сохранения уникального ланд­шафта Белорусского Полесья и изучения изменений в природе в связи с мелиорацией земель. Его площадь более 60 тыс. га. Лесами занято 83 % территории, на болота и заболо­ченные леса приходится более 80 %. Здесь обитают 41 вид млекопитающих, 250 видов птиц, 7 рептилий, 12 земноводных, 35 - рыб. Особенно неповторимы в заповед­нике пойменные дубравы. В 1968г. в междуречье Уборти и ее правого притока - Болотницы организован Полесский заповедник. Его площадь 20 тыс. га, из них 17 тыс. га за­нято лесами. Здесь растут дуб скальный, а также реликтовые - азалия понтийская и желтый рододендрон. В пределах Припятского Полесья нахо­дятся ряд заказников (среди них гидрологи­ческий Выгонощанское, Ленинский охотни­чий), выделены заповедно-охотничьи хозяй­ства. Большое внимание в бассейне уделяется и охране почв. С целью сохранения и повыше­ния их плодородия осуществляется комплекс мероприятий, включая соответствующий выбор способа осушения и регулирования водного режима почв. Соблюдение условий охраны окружающей среды снижает нежелательные последствия осушения. На это направлены и предложения по созданию экологически со­вершенных мелиоративных систем, где преоб­разование водного режима будет отвечать одновременно требованиям освоения и охра­ны природы.
Сайт управляется системой uCoz